0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальное развитие детей дошкольного возраста. Социальное развитие дошкольников

Социальное развитие детей дошкольного возраста

«Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным». (1)

Что влияет на социальное развитие маленького гражданина?
Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям,- все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша в семье.
Но, если ребенок посещает дошкольное учреждение, то, большую часть времени он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включаются воспитатели и другие работники.

«Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. Это неудивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда нужно спокойно сидеть и слушать. Он устраивает всевозможные интересные игры, танцы, занятия, представления, читает замечательные книжки, рассказывает сказки, истории. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может не заметить, и даже поругать». (2)

Так как воспитатель является для ребенка фигурой довольно значимой, то на воспитателя ложится основная ответственность по формированию личности ребенка, его мышления и поведения.
Кроме этого, он может в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи, правильно выбрав тактику взаимодействия с ребенком и способы контроля за его поведением.
Одной из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками.

Общение – это процесс взаимодействия людей. Сегодня мы будем говорить о педагогическом общении, под которым понимается система взаимодействия педагога с детьми с целью познания детей, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе.

«Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых»(3).

Первоначально возникает непосредственно – эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе его лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца с взрослыми протекает вне какой – либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Основными средствами общения являются мимические движения.

С 6 месяцев до двух лет присутствует ситуативно-деловая форма общения детей с взрослыми. Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям и т.д.). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними.

Внеситуативно-познавательная форма общения присутствует с 3 до 5 лет. Признаками проявления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы частной ситуации. При этом виде общения ребенок обсуждает с взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению с взрослым ради получения новой информации или обсуждения с ними возможных причин разнообразных явлений окружающего мира.

С 6 до 7 лет присутствует внеситуативно – личностная форма общения. Эта форма служит целям познания социального мира людей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами являются личностные мотивы. При этой форме общения предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка к эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
Общение на каждом этапе предполагает определенный уровень знаний и умений, т.е. компетентность. Взрослый в глазах маленького человека обладает высокой компетентностью и является образцом для него; нормы поведения и стиль взаимодействия взрослого, ребенок воспринимает как естественные и по аналогии строит свой собственный стиль общения. Значительную роль в этом процессе играют сверстники. Поэтому воспитатель должен знать как построить процесс общения, уметь создать хорошую атмосферу, характеризующую общую обстановку в детском коллективе, которая определяется:

  1. отношениями между воспитателем и детьми;
  2. отношениями между самими детьми.

Благоприятный климат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель существенно влияет на микроклимат группы. Фактически именно он создает этот климат, атмосферу раскованности, искренности, занимая позицию равноправного партнера. Несомненно, мы говорим не об абсолютном равенстве, а о равноценности. Большое значение для равноправного общения имеет организация пространства. В частности, при взаимодействии с ребенком воспитателю желательно использовать позицию «глаза на одном уровне», исключающую пространственное доминирование педагога. Кроме этого, имеет смысл при организации занятий, бесед с детьми садиться или становиться таким образом, чтобы все партнеры могли видеть глаза друг друга (оптимальной является форма круга).

Для того чтобы установить хороший микроклимат в группе, необходимо быть искренне заинтересованными в детях, как в личностях, в их мыслях, переживаниях, настроении. Нам самим должно быть небезразлично, как к нам относятся дети, и в свою очередь, мы должны с уважением относиться к ним, так как уважение для детей представляет собой сигнал о том, что они хорошие, что их любят.
Воспитатель в общении с детьми — не просто человек, который умеет общаться Компетентность в общении является показателем профессионализма педагога.
Как способствовать социальному развитию ребенка?
Во-первых, поощрять различные формы игры. Ведь «в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию»(4).

Читать еще:  Нравишься ли ты парню как определить. Секреты отношений: нравлюсь ли я мужчине

Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. Отличие игры от других видов деятельности заключается в том, что она ориентирована на процесс, а не на результат, и ребенок в игре получает удовольствие от самого этого процесса. Игра достаточно привлекательна для него. Часто мы видим, как дети-дошкольники очень долго играют в одну и ту же игру, продолжая или начиная ее вновь и вновь, так происходит в течение следующего дня, недели, через месяц и даже через год.
Сюжетно-ролевая игра у детей дошкольного возраста позволяет создать в наглядно-действенной форме окружающий мир, далеко выходящий за пределы личной жизни ребенка. Эта деятельность воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции, яркие события их жизни и т.д.

С точки зрения Д.Б.Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению(5).
Социальность сюжетно-ролевой игры обусловлена социальностью мотивов и социальностью структуры. Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Ребенок сам хочет строить дома, лечить людей, водить машину и т.д., и это благодаря игре, ему по силам.
Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы-заместители, в действиях с которыми воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками, дают сами и получают со стороны партнеров поддержку, одобрение или недовольство, т.е. у детей формируются способы адекватного взаимодействия.

Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной. Когда она зарождается и разворачивается, между детьми возникают реальные взаимоотношения по поводу замысла, хода игры: дети обсуждают содержание, роли, подбирают игровой материал и т.д., они тем самым учатся учитывать интересы других, уступать, вносить свой вклад в общее дело и т.п. Отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, возникновению «внутренней этической инстанции(6).

Игровая деятельность действительно станет средством социализации, если наши дети будут уметь играть, т.е. они будут знать, во что и как играть, будут иметь различный игровой материал. А наша задача – предоставить им игровое пространство и атрибутику, а также научить их играть, поощрять совместную игру добрым словом, улыбкой, вовлекать в совместную деятельность менее популярных детей. Большую роль в организации игры имеет детское сообщество, в котором игровые правила, роли, способы их распределения, сюжетные линии т.д. передаются как пламя пожара. Однако если дети не играют, не умеют принять роль, развить сюжет, педагог должен задуматься. Игра – это результат всего воспитательно-образовательного процесса, это лицо воспитателя, показатель его труда, его профессионализма.

Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, музыкой, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей, случаев сотрудничества, взаимопомощи, контроль за поведением ребенка, который в любом случае не должен ущемлять его достоинство.

Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
Поэтому педагогу важно помнить, что процесс этот длительный, сложный и многогранный: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются в комплексе и требуют от педагога не только мастерства, но и собственного переживания, ярко выраженного отношения, т.к. рассказ воспитателя о доброте, красоте, примерах взаимопомощи, проигрывание нравственных ситуаций с плохим или безразличным настроением вряд ли вызовет ответные чувства и сформирует соответствующее отношение. В этом наша ответственность перед ребенком.

Но воспитатель не отлаженная машина, не судья и не волшебник, но никто, кроме воспитателя, не сделает эту работу лучше, воспитатель – это человек, идущий рядом с ребенком и ведущий его за руку в большой мир, это самый близкий в детском саду человек.

1. Юдина Е.Г, Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003. – с.91.

2. Юдина Е.Г, Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003. – с.34.
3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – с.81

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2002. – с.15.

5. Эльконин Д.Б. Психологические игры. – М.: Педагогика, 1978,с.32.

6. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие. – М.: Просвещение, 1986, с.17.

Социальное развитие детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Читать еще:  Мк шьем тильду. Делаем тильду своими руками из любых материалов. Тильда Толстушка: мастер-класс

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными. Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении. Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада. Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Социальное развитие дошкольников;

Социальное развитие –это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Читать еще:  Как девушке избавиться от волос на животе. Волосы на животе у девушки: как избавиться навсегда

Методологической основой социального развития дошкольников является положение философии о взаимосвязи человека и общества, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. Психологические основы социального развития освещены в трудах отечественных психологов (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др.), которые отмечают, что социальная ситуация развития – это система отношений между ребёнком и социальной действительностью, что социальное развитие ребёнка происходит в общении со сверстниками; признаками социального статуса ребёнка являются базисные черты личности ребёнка (активностью, самостоятельность, творчество, произвольность). Психологи свидетельствуют, что в дошкольном возрасте развивается психический пол ребёнка, что проявляется в формировании полоролевых предпочтений и интересов поведения.

Педагогические основы социального развития дошкольников включают задачи, условия, образовательные программы.

Основополагающие идеи социально-нравственного воспитания дошкольников были заложены в исследованиях советских педагогов Ф. С. Левин – Щириной, А. В. Суровцевой, В. Г. Нечаевой, Е. М. Кульчицкой, Л. А. Пеньевской, С. В. Петериной.

Задачи социального развития:

1. развитие нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности и др.);

2. формирование умения понимать себя, других, владеть гуманными способами отношения к себе и другим;

3. формировать способность владеть своим поведением.

Содержание образовательной области «Социализация» в ФГТ. Цели: освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений. Задачи:

· развитие игровой деятельности;

· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание образовательной области «Коммуникация» в ФГТ. Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи:

· развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

· развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности;

· практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Условия социального развития дошкольников: создание в группе положительного микроклимата, использование в комплексе разных видов детской деятельности, использование технологий социально-личностного развития, взаимодействие с семьёй по социально-личностному развитию детей.

Социальное развитие также отражается в общих образовательных программах. Так, например, в программе «Детство» социальное развитие рассматривается как центральное направление развития ребенка.

Козлова С. А. разработала концепцию социального развития ребенка. Автор рассматривает социализацию детей в триединстве: как адаптацию к социальному миру, принятие этого социального мира, способность и потребность преобразовывать мир. Концепция построена на следующих положениях: направленность на человека, познание себя и нахождение своего места в мире, овладение ценностями мира. Технологическая часть концепции включает систему занятий, игр, праздников и развлечений для социального развития детей. Концепция и технология отражена в программе «Я – человек», построенной по тематическому и возрастному принципу.

Л. В. Коломийченко представляет собственную концепцию и программу социального развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Содержание работы с детьми дифференцировано по возрастным периодам, по разделам и блокам. Например, младший дошкольный возраст – раздел «Человек среди людей», «Человек в культуре». Старший дошкольный возраст – к разделам младшего возраста добавляются разделы «Человек в истории», «Человек в своём крае». В программе представлены показатели социального развития. Например, к 4 годам ребёнок различает и называет некоторые атрибуты русской традиционной культуры; с удовольствием включается в обыгрывание потешек, пестушек; отражает полученные впечатления в специально организованной деятельности. Технологическое сопровождение программы представлено блочно-тематическими планами, конспектами разных форм работы с детьми, пакетами диагностических методик, настольно-печатными играми, тематическими альбомами.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» представляет интеграцию дидактических игр и занятий, направленных на социальное развитие, где дети тренируются в поиске выхода из затруднительных жизненных ситуаций, например, «Найди свое место в ряду», «Найди свою группу».

Термин «социальное развитие» не может быть употреблен вместо термина «нравственное развитие», т.к. социальное развитие шире по значению.

Нравственное и духовное развитие являются составными частями социального развития. Кроме того, социальное развитие предполагает экономическое, патриотическое, трудовое, краеведческое воспитание.

В ряде исследований используется термин «социальная компетентность дошкольников» (уверенность), которая предполагает наличие у ребёнка следующих компонентов: когнитивного (способность понять и познать другого человека и самого себя); эмоционально-мотивационного (отношение к другим людям, к самому себе); поведенческого (выбор способов общения, способов разрешения конфликтов).

Составными частями социально-личностного развития дошкольников являются правовое воспитание, экономическое воспитание, патриотическое воспитание, краеведческое воспитание, этнокультурное воспитание, трудовое воспитание.

Вопросы экономического воспитания дошкольников разрабатывают А. Д. Шатова, Л. Н. Галкина и др. Данные авторы представили программы, знакомящие детей в доступной форме с деньгами, рекламой, с трудом как продуктом. Авторы предлагают серию игр, заданий, связанных с экономическим воспитанием дошкольников.

Проблему правового воспитания дошкольников освещает Т. Н. Доронова. Автор предлагает знакомить детей и упражнять их в соблюдении прав и обязанностей, обозначенных в Конвенции о правах ребёнка. Н. Н. Копытова предлагает технологию правового образования дошкольников, включающую дидактические игры («Я имею право», «я не должен»), конспекты занятий («Как поступить правильно», «Ты и твоё имя», «Ваши права, дети»). Кроме того, предлагается система методической работы с воспитателями по данной проблеме и система взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Вопросами патриотического, гражданского воспитания дошкольников многие годы занимается Э. Суслова, которая разработала технологию, развивающую у дошкольников толерантность, включающую систему игр, занятий, праздников по ознакомлению детей с культурой народа, к которому принадлежит ребёнок, и культурой других народов. Акцент делается на воспитание у старших дошкольников элементов планетарного мышления.

В настоящее время проблема патриотического воспитания расширилась до границ краеведческого и этнокультурного воспитания (Е. С. Бабунова). Имеется достаточное количество программ по приобщению детей к истокам народных культур, познанию собственного края. Например, программа «Наш дом – Южный Урал» под ред. Е. С. Бабуновой; О. А. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина «Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края)».

Пособия по социально-личностному развитию: Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»; Кошелева А. «Эмоциональное развитие дошкольников».

Для диагностики социально-личностного развития можно использовать методики: например, тест (Любина Г. и Микулик Л.). Выбирается один ребёнок, о нём студент беседует с воспитателем, заполняя таблицу (колонки «Да» или «Нет»).

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/503325/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2018/05/19/sotsialnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta
http://studopedia.su/19_44871_sotsialnoe-razvitie-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector