0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся. Толерантность как проблема воспитания

Воспитание толерантности у детей

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность — значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность — уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности — это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы

Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • изучение иностранных языков
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир — многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее внутренний мир каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.
Читать еще:  Что нужно дарить ребенку крестины. Необычные покупные презенты. Когда проводят обряд крещения

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности — он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Толерантность как проблема воспитания

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, неблагополучные семьи и т.д. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов в воспитании детей в духе толерантности. «Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное — постигать ее суть умом и сердцем», — призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

Таким образом, актуальность проблемы налицо — ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание, гуманизм.

Проблема воспитания и обучения всегда являлась актуальной темой для обсуждения, она и сейчас находится в центре внимания педагогов-новаторов. Педагогика, как и всякая наука, преследует свой идеал — идеал человеческой личности, отраженный в гуманизме. К проблеме гуманизма обращались многие известные педагоги, например, такие как Ж.Ж. Руссо, Песталоцци, Дистервег, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Очень близко к этому идеалу приблизился педагог-гуманист В.А. Сухомлинский.

В трудах В.А. Сухомлинского четко прослеживается линия гуманных отношений. Он писал: «глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта — это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель — всегда человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость — это и есть настоящая доброта».

Необходимость проявления гуманности как основы личности воспитателя, учителя прослеживается и в работах современных исследователей-педагогов. Вслед за В.А. Сухомлинским мы полагаем, что для полноценного воспитания ребенка недостаточно простого проявления учтивости и сдержанности, учителю нужно проникнуть в самую глубь детской психологии, прочувствовать, оценить по достоинству каждый его поступок.

Знакомясь с трудами В.А. Сухомлинского, мы выявляем, что он критично подходил к системе поощрения и наказания. Педагог считал, что при оценивании учащегося стоит опираться на положительные, сильные стороны его личности. Потому как упор на отрицательных сторонах личности учащегося и следующая за ней отрицательная оценка его интеллектуальных способностей может оказать негативное влияние на формирование и развитие личности, его адаптацию в период вхождения в новую социальную ситуацию развития.

Для В.А. Сухомлинского идея воспитания толерантности заключается в воспитании способности «. быть терпимым к мелким недостаткам людей, если эти недостатки не представляют собой общественной опасности, а затрагивают лишь . собственные интересы». Он также отмечал: « Если бы мера требовательности каждой личности к другим людям определялась этим мудрым правилом, если бы каждый умел не только требовать, но и не замечать, снисходить, извинять, прощать, жить было бы легче — и каждому из нас, и обществу в целом. Большая беда в том, что мера требовательности к другим у многих людей совершенно не та, что мера требовательности к себе, — отсюда столкновения, конфликты, семейные трагедии, «несходство характеров»; отсюда обездоленные дети».

Итогом анализа идей В.А. Сухомлинского, проникнутых идеей гуманного отношения к личности, могут послужить следующие его слова: «если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… — воспитывайте в детях доброту и терпение».

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, мы придерживаемся идеи Сухомлинского и современных принципов, которые помогают нам построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативнее. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

  • · отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
  • · умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
  • · толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
  • · принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Читать еще:  Поздравление с днем рождения гиф анимация. Гифки «С днем рождения» женщине. Красивые gif анимации

Система классных часов и коллективно-творческих дел, которые мы разрабатываем, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Приведу в качестве примера следующие мероприятия:

  • · Классный час «Что такое толерантность» (4-5 класс). Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. На данном занятии обсуждались такие понятия, как мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение. Рассматривали различные ситуации (как бы учащиеся поступили в том, или ином случае). Был просмотрен фрагмент мультфильма «Голубой щенок», после чего ребятам были даны вопросы для обсуждения. Итогом стала творческая работа «Дерево толерантности». Учащиеся на листьях этого дерева написали, что нужно сделать для того, чтобы в школе царила дружная, миролюбивая обстановка.
  • · Классный час в 8 классе «Толерантная и интолерантная личность. Цель: дать понятие толерантной и интолерантной личности, дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности. На данном занятии был дан теоретический материал, на доске были выписаны основные черты толерантности. После чего ребятам было дано задание: выписать из этого списка те качества, которые имеются у них. Потом учитель провел упражнение «Волшебная лавка». В роли товара участвуют качества толерантной личности. Ученик приходит в лавку и просит «продать» ему, например, терпение. Продавец (учитель) выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Опасные для человечества явления современного мира: войны, жестокие конфликты, терроризм, вызывающие в обществе страх, заставляют людей задуматься о том, как выжить в ХХI веке. Свои надежды на будущее, на выживание и мирное сосуществование разных народов люди на всей Земле связывают с понятием толерантности.

Россия как многонациональное, многоэтническое и многокультурное государство всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия разных социальных групп и создать в обществе атмосферу согласия, равенства и справедливости, атмосферу ненасильственного решения конфликтов.

В России понималась необходимость воспитания толерантного сознания, т.е. такого сознания, при котором люди не причиняют боли и не наносят ран друг другу только потому, что один отличается от другого, при котором они умеют принимать друг друга такими, как есть.

Понятие толерантности очень емкое и многозначное.

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, принимать различие политических взглядов как проявление разнообразия в государстве.

В психологическом смысле толерантность определяется как устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отклонениям.

В культурном плане толерантность есть средство регуляции межкультурного сосуществования, правило общения с культурными ценностями вообще. Принцип толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной жизни.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками:

  • — признание иных культур, т.е. признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей;
  • — принятие иных культур, т.е. положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в другой культуре нечто полезное и ценное для себя;
  • — понимание других культур, т.е. умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе». 1

Вот одна из формул толерантности:

«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

Признание — это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

Принятие — это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание — это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его». 2

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, дано понятие толерантности:

«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии». 3

Специалисты отмечают, что формирование толерантного сознания человека нужно начинать как можно раньше. Так, итальянский писатель, философ, эссеист Умберто Эко писал:

«Интеллигенты не могут бороться против дикарской нетерпимости, потому что перед лицом чистой животности без мыслей мысль оказывается безоружной. И все же именно тут наша работа. Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, — только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства». 4

Как противостоять нетерпимости? Каковы основные условия, которые способствуют развитию толерантного общества?

1. Законодательная база.

Законодательная база каждой страны должна применяться целях зашиты прав человека.

2. Образовательный уровень.

Корни нетерпимости часто уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Необходимо прилагать большие усилия при обучении детей отношению к иному образу жизни. Попытки привития толерантности будут успешными, если они станут повсеместными: дома, в школе, на работе, при проведении досуга.

3. Доступ к информации

Необходимо развитие свободы средств массовой информации, чтобы общественность самостоятельно могла отделять домыслы от фактов.

4. Личное осознание проблемы

Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Не вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли тех, кто на меня не похож? Не виню ли их в своих бедах?

Президент страны и многие политические деятели признают национальную и религиозную нетерпимость одной из проблем современной России. Валентина Матвиенко в одном из выступлений, в частности, сказала: «Если человечество хочет выжить, оно обречено на толерантность». Многие партии, в своей политической программе выдвигают борьбу против национальной и религиозной розни как одну из целей своей деятельности. Официальные представители и руководители традиционных для России религиозных конфессий (православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм) признают необходимость борьбы за толерантность.

толерантность воспитание гуманный сухомлинский

Совместное проживание многих народов с разными культурными основаниями в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, вероисповеданий, укладов жизни.

По данным Центра анализа конфликтных ситуаций США, в русскоязычной части Интернета существует более 900 сайтов, пропагандирующих агрессию и насилие. Федерация Интернет — образования в сентябре 2003 года начала проект «Интернет и толерантность». На форумах «сайтов ненависти» участники проекта вступали в полемику с их посетителями, убеждали их отказаться от своих идей. Устроители форумов не были готовы к тому, что их установки вызовут такое активное неприятие. Какое-то время в ответах была пауза, затем эти сайты закрывались.

Совместное проживание многих народов с разными культурами в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, религиозных конфессий, укладов жизни.

«Сколь бы ни было цивилизовано общество, проблемы межнационального общения на бытовом уровне будут возникать еще долго. И уровень культуры этого общества пока определяется не отсутствием этих проблем, а способами их решения» 5 .

Образование — это процесс непрерывный. Все мы учимся жить в мире, где много вопросов и мало ответов, в мире, где мы сами отвечаем за свои слова и поступки.

«Ведь прошло то время (ах! если бы навсегда!), когда любой, как попугай, мог отбарабанить: общественное — выше личного…

Фашизм — очень общественное движение. Сегодня как раз то время, когда сохранение человеческого достоинства, ценности каждой личности, ее уникальности, отстаивание ее прав быть собой, не унижая другого, и есть самая большая гражданская добродетель».

Читать еще:  Восточно немецкая овчарка. Немецкая овчарка и восточно европейская овчарка. Сходство и различия

Роль образования и культуры в противостоянии конфликтам и взаимной неприязни трудно переоценить. По мнению специалистов, культура является механизмом сдерживания, обуздания нетерпимости.

В заключение необходимо отметить, что при всей своей моральной убедительности и кажущейся простоте толерантность представляется для современной России чем-то утопическим. Но, безусловно, продолжение исследований в этом направлений должны и могут способствовать стабилизации общества, его переходу от практики насилия к практике ненасилия. Однако это возможно при условии, что толерантность как принцип мирного сосуществования различий соблюдался бы всем обществом, всеми его структурами, на всех его уровнях, а не только в школах.

Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

наталия хрычева
Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .

В своем широком смысле слово «толерантность» — означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены к два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях:

— формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

— формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

— развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;

— развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

— формирование умения определять границы толерантности.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования. А именно:

— профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

— гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

— включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности;

— реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность – это человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свободы других людей. В то же время, толерантность — не уступка, снисхождение, жизненная позиция на основе признания иного.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень не просто.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей. В производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности, принадлежит внеклассной и вне учебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок, национальных театров. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие:

— обогащение кругозора информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

— создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

— включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность.

Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохранятся и развиваться.

Исходя из особенностей республики – ее открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитания высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом не теряя своей этноэдентичности.

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Мы живём.

Конспект занятия «Паралимпийские игры» подготовительная группа (воспитание толерантности) Конспект образовательной деятельности по воспитанию толерантности к людям с ограниченными возможностями в подготовительной к школе группе.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация — одна из ведущих идей модернизации.

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети — Цели:.

Статья «Трудовое воспитание детей в семье» Трудовое воспитание детей в семье В трудовом воспитании детей есть область, где целиком распоряжаются родители: это приобщение к домашнему.

Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга». Экологическое воспитание и образование.

Доклад «Воспитание межнациональной толерантности дошкольников посредством народной игры» Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования народных игр для воспитания у дошкольников межнациональной толерантности.

Консультация «Воспитание толерантности у дошкольников в полинациональном детском коллективе» Воспитание толерантности у дошкольников Проблема толерантности особенно остро стоит в современном обществе: многие люди оказались в наши.

Воспитание этнической толерантности в дошкольном учреждении. Методическое пособие В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований.

Источники:

http://paidagogos.com/vospitanie-tolerantnosti-u-detey.html
http://vuzlit.ru/441806/tolerantnost_kak_problema_vospitaniya
http://www.maam.ru/detskijsad/statja-vospitanie-mezhnacionalnoi-tolerantnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector