0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Весенние календарные праздники. Весенний цикл народных традиционных праздников

ВЕСЕННИЙ ЦИКЛ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ

Масленица – переходный зимне-весенний праздник. Великий Пост. Пасха.

22 мариа, в день весеннего равноденствия и начала астрономической весны, на Руси праздновали Сороки –вторая встреча весны. В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц и первая из них – жаворонок, а сорока начинает вить гнездо. Накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «жаворонков» ( в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а вдень праздника, раздавали детям. Дети бежали закликать жаворонков, а сними и весну. Для этого жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорок, бежали по деревне. Подбрасывая птичек вверх, дети пели зазывные песни-веснянки, звали, «гукали» весну. Затем собирались в одном месте и начинали есть своих птичек, оставляя от них только голову, которую берегли для своих матерей. Потом они целовались, поздпарляли друг друга с весной и разбегались по домам, где каждый отдавал голову «жаворонка» матери со словами:»На-ка ,мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так, чтобы и лен твой высокий был…». Поцерковному календарю – сорок мучеников (они пострадали в 320 г., когда особенно были жестоки гонения Лициния за христианскую веру; в Севастии Армянской «за непреклонное исповедание новой веры» сорок христиан сначала мучили, затем осудили простоять целую ночь в ледянной воде при пронизывающем ветре, утром их, полумертвых, вытащили из озера и подвергли новым истязаниям; в конце концов мучеников сожгли на костре, а пепел развеяли). Память сорока великомучеников Православная церковь чтит особо – совершается литургия и облегчается пост.

7 апреля – Благовещение(третья встреча весны). Благовещение обозначает провозглашение радостной вести, что Спаситель идет к людям. Благовещение – самый большой праздник у Бога (отмечается, согласно решению церкви, с 4 в. н.э. по легенде: до 16 лет Мария жила при храме и по достижению этого возраста, согласно традиции, ее следовало отдать замуж; в скором времени ей нашли мужа – престарелого плотника Иосифа, он хотел тайно отпустить Марию, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Он спасет людей от грехов их»; и Иосиф поступил так, как велел ему Ангел – принял свою жену; и родила Мария сына, и нарекла его Иисусом. В деревнях праздник считался днем покоя и совершенной свободы. В этот день считалось грехом заниматься каким-либо делом. У русского народа существовало поверье, что этот обычай как-то нарушила кукушка, попробовав свить себе гнездо, и была за это наказана: теперь она никогда не может иметь родного гнезда и вынуждена класть свои яйца в чужие гнезда.

Радуница – девятый день от Пасхи, вторник Фоминой недели. В этот день поминали родителей. По народному поверью, души предков в эти дни весны возносятся над землей и незримо касаются угощений, которые им приносят, чтобы их радовать. Воспоминания о родных, радение о роде своем и символизируют Радуницу. Само слово «радеть» означает хлопотать, стараться от всей души, заботиться. Народ считал, что, устраивая весенние поминки, мы радуем души предков, и печемся, заботимся о них. Целый день сидят люди на могилах, пьют, едят, оставляя явства отцу и матери; кругом них бегают дети, играют; вечером все идут по дома, а утром, до зари, все хозяйки спешат на могилы помотреть, тронули ли явства родичи.

Красная горка –первое воскресенье после Пасхи, последней день пасхальной недели, праздник красной весны, с него начанались хороводные игры, игрались свадьбя. По легенде: давным-лавно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах (холмах и пригорках). Название праздника связано с ткм, что солнце начинает ярче светить, окрашивает оттаявший снег на пригорках в красный цвет. Начинался праздник с восходом солнца, когда молодежь выходила на освещаемый холм или пригорок; водили хороводы, держа круглый хлеб в одной руке и красное яйцо в другой, и приветствовали весну; женихи и невесты гуляли в праздничных нарядах, присматриваясь друг к другу. Юноши и девушки водили хороводы, выбирая из своей среды молодую девушку, символизирующую весну, ее украшали зеленью, цветами, на голову надевали венок из живых цветов. Хороводы и венки символизировали возвращение солнца, новый круг в жизни природы. Красная горка считалась девичьим праздником; считалось дурной приметой, если кто-нибудь из парней или девушек просидят в этот день дома (парень или совсем не найдет жену, или возьмет рябую, уродину, а девушка совсем не выйдет замуж).

Преполовение – середина срока между Пасхойи Троицей, т.е. 25 день после Пасхи. Он принадлежит к числу праздников истинное значение которых почти непонятно для народа. По легенде: один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках; добежала она да реки и бросилась в воду, но с младенцем на руках плыть было трудно (грести приходилось только одной рукой); тогда взмолилась Богородица к своему младенцу с просьбой дать ей третью руку, младенец услышал мольбу матери и появилась у нее третья рука, и она благополучно добраласьдо противоположного берега. Благодаря этой легенде русские крестьяне называют праздник «Преплавлением ( от слова «переплыть»). В этот день совершался обряд освящения воды на реках, озерах, в колодцах – и вода считалась целительной.

Вознесние – сороковой день после Пасхи, празднование «вознесение» Христа на небо. На праздник пекли пироги с зеленым луком и хлебные «лесенки» с семью перекладинами ( по числу семи небес Апокалипсиса). После их освещения в церкви, лесенки относили на колокольню и бросали вниз на землю; при этом гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему ( когда все семь ступеней оставались целыми, это указывало на прямой путь на небо, и наоборот — если все разбивались, то ни одно из небес не годилось, обнаруживался страшный грешник). На Вознесение совершался обряд «крещения и похорон кукушки», который продолжался от одного до трех дней. Это был сугубо женский (девичий) обряд, совершавшийся тайно, никто посторонний не должен был знать места «крещения» и «захоронения» кукушки. Изготовлыли кукушку из пучка травы «кукушкины слезки», придавая ей человеческий вид (иногда делали тряпичную куклу). «Кукушку» наряжали в девичий наряд, украшали лентами, бусами. «Крещение» происходило под березой, куклу сажали на ветку или ставили под дерево, покрывали плаком и три раза перекрещивали. Но под «крещением кукушки» понималось кумление девушек: девушки целовалис, менялись крестами, бусами, платками, затем ели яйца, а скорлупы развешивали на ветках деревьев и кустов. Кумление сопровождалось специальными «кумитными» песнями. Хоронили кукушку или в тот же день или на следующий, а то и через день. Если кукушка была из травы, то ее зарывали в землю одна- две из девушек в тайном месте; если кукушку оставляли на дереве, то все участницы обряда устраивали общий пир, пели песни, после чего расходились по домам.

Семик – седьмой четверг после Пасхи. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с ценральным персонажем – березкой. Наряженная в течение нескольких дней березка должна отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно — благополучию людей.Прихожане шли на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол храма устилали свежей травой. Рощи и дубравы служили местом таинственных обрядов язычества. Веселье начиналось после обеда. Девушки, украсив свои избы березками, шли за околицу под предводительством девушки, избранной по жребию и одетой в мужское платье (это – Семик). Они несли с собой печеные и сырые яйца для яичницы, лепешки и пироги. В ближайшей рощи выбирали кудрявую березку, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землюи устраивали хороводы. Пели песни до обеда, после трапезы рвали с той же березы ветки и плели венки. Потом они шли на реку и с зажмуренными глазами бросали венки в воду, загадывая: потонул венок – в тот год замуж не выйти, а можно даже умереть; смотрели в какую сторону поплывет венок – туда и замуж выходить. К вечеру девушки возвращались домой с венками и берегли их до Троицы. В некоторых деревнях пекли для девиц козули: род круглых лепешек с яйцами в виде венка. С козулями она шли в лес. В этот день проводился обряд кумления, который совершали девушки в лесу после завивания березки: ветки березки загибаются в круг, так что образуют венок;подвязываются крестики, а затем целуются сквозь венки и меняются крестиками. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год. Существовал обычай делать в Семик соломенное чучело или даже два – Семика и Семичихи. Их сажали под наряженную березу, водили вокруг хороводы, а в Троицу со смехом и причитаниями»хоронили» — бросали в воду. Это великий день для русалок. Девушки в этот день плели венки и бросали их в лесу для русалок, чтобы они не добыли их суженных.

Читать еще:  Как вывести с куртки следы от утюга. Пятна от утюга на черном: секреты выведения

Родительская суббота– суббота накануне Троицы: в этот день принято посещать кладбище, жечь поминальные костры, могилы украшают березовыми ветками.

Троица – воскресенье, пятидесятый день после Пасхи ( отсюда второе название Пятидесятница), праздник в честь Отца, Сына и святого Духа. По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов, ученики Иисуса собрались все вместе и внезапно раздался шум с неба; явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников и начали говорить они на разных языка, чтобы проповедовать христианское учение среди всех народов. В народе Троица называется зелеными святками. В этот день украшают храмы и жилища ветками и цветами и стоят в храме тоже с цветами. Символ праздника – березка. В этот день устраивали праздничные шествия, танцы и хороводы; шутливое обливание водой друг друга; катание на лодках, украшенных зеленью и цветами; посещали святые источники. Троица – популярный девичий праздник с танцами, с выбором троицкой невесты и т.п. Троицкая невеста во главе праздничной процессии совершала обход деревни или города. Только в Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года (во время войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму); их тела зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Духов день – пятьдесят первый день после Пасхи ( не христианский праздник). В этот день развивают венки; основные поверья и обряды связаны с русалками ( вся неделя, начиная от Духова дня, считалась русальной неделей). Русалки – это души утоплениц или детей, умерших некрещенными. До Духова дня они живут в воде, а в этту неделю выходят на сушу, в леса и рощи, качаются на ветках деревьев как на качелях. Остерегались купаться на Духов день, ехать через засеянное ржанное поле: русалки могут напасть и замучить. Совершался обряд похорон русалки: делали куклу, наряжали ее в белое, клали на носилки; одна из девушек изображала попа; процессия проходила через ржанное поле, здесь раздевали куклу и разбрасывали куклу по полю.

После русальной недели начинался Петровский пост, затем шли Петровки.

Весенне-летний цикл христианских праздников.

Весенний цикл праздников был связан с пробуждением природы, с обновлением жизни.

Обряды весенних праздников были связаны с первым прилетом птиц и началом таяния снегов. Сопровождались пением закличек, действиями с жаворонками (ржаным печеньем) и очистительными обрядами. Главными участниками обряда были дети и девушки.

1. Ма́сленица. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Масленичные напевы имели весёлый характер, даже если пелись с невеселыми словами. Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы — символа ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за село его топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.

2. 2. Весня́нки — русский народный праздник встречи весны.

3. Ники́та Водопо́л — народный праздник у восточных славян, приуроченный ко дню памяти св. прп. Никиты (3 апреля старого стиля). Праздник связан с кормлением, задабриванием водяного, который проснулся 1 апреля (по ст. стилю), в день Марии Египетской.

4. Алексей — с гор потоки. Праздник связан со встречей весны, празднуется во время Великого поста. Крестьяне с этого дня начинаил подготовку к весенним работам

5. Вербное воскресенье. Этот праздник не имеет точной даты, празднуется он перед Пасхой.

6. Вя́тская свисту́нья, Свистопля́ска — самобытный вятский народный праздник. Изначально Свистунья праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.

7. Пасха. Праздник Пасхи у христиан всего мира означает воскресение Иисуса Христа.

Пасха — Праздник Светлого Христова Воскресения — главное событие года для православных христиан и самый крупный православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление, прехождение».

Когда христианство пришло на Русь из Византии, оно принесло и традиции празднования Пасхи. Неделю, предшествующую ей принято называть Великой или Страстной. Последние дни выделяют особо: Великий Четверг — день духовного очищения, Страстная Пятница — напоминание о страданиях Иисуса, Великая суббота — день печали и траура, после него Светлое Воскресение Христово. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста (Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху– сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

Читать еще:  Можно ли отвыкнуть от любимого человека. Как забыть человека, которого любишь

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

8. Кра́сная го́рка — народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.

9. Ляльник — Лялин день. Ляля — одна из древнеславянских языческих богинь весенней растительности, юной женсвенности, богиня весны.

10. Троица. Через 50 дней после Пасхи Православная церковь отмечает праздник Пятидесятницы или Троицы. Пятидесятница считается днем рождения Церкви Христовой. Это день завершения дела спасения и день начала новой эры, выходящей за пределы нашего мира.

11. Семи́к (Зелёная неделя, Русалочья неделя, Русалии) — старинный русский женский обрядовый праздник «проводов русалок». Семик (Зеленые Святки, Русалка) — праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на 7 четверг после Пасхи, за три дня до Троицы; открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Распространен в России повсеместно.

Праздник Семик был посвящен началу расцвета природных сил; он отмечался в период зеленения растительности, созревания ржи; с ним связывали новый этап сельскохозяйственных работ — посев ячменя (в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу), льна, конопли, посадку овощей. Обряды, приуроченные к этому времени, были направлены на стимуляцию роста плодов земли и охрану их от неблагоприятных воздействий. Крестьяне совершали различные ритуальные действия с зеленью, обходы полей, величание ржи, обращались за помощью к предкам. Свойственная земледельческим традициям, идея воскресения-умирания божества растительности проявлялась в ритуалах «похороны»-«проводы» (Всесвятская неделя). Важное значение в аграрной магии придавалось гуляниям молодежи в полях с непременной обрядовой трапезой, главным блюдом которой были яйца или яичницы, сделанные «на урожай». О магической роли хождения в посевы девушек и молодок говорится в семицких песнях (Троицкая березка). В целом особое значение, женского компонента в земледельческих обрядах связано с мифологическим представлением о женской природе земли. В ряд молодежный развлечений входили круговые игры с мотивами сеяния, роста, созревания (Мак, Просо, Лен); наиболее популярные в это время песни с любовно-эротической тематикой в данной обрядовой ситуации могли рассматриваться как заклинание на урожай.

12. Аграфена Купальница (Аграфена Лютые Коренья) — такое народное название дня памяти св. мученицы Агриппины, который отмечается 6 июля. Этот день зеленых Святок открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (12 июля). Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы.

13. Иван Купала — народный праздник языческого происхождения у славянских народов, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния (20-22 июня). C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Праздник Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных и самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие практически все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения и, что немаловажно, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

14. Петров день является великим праздником православного календаря, который отмечался 12 июля как День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Петровские песни поются практически на один мотив с купальскими и составляют единую жанровую разновидность, что свидетельствует об их связи в древности с единым обрядом.

15. Ильи́н день — традиционный народный праздник у восточных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 2 августа (20 июля по старому стилю). В народном представлении Илья — святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии.

Считалось, что в его силах послать на землю плодородие или вовсе лишить людей урожая. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — отсюда пошел обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию.

Илью-пророка еще называют Громобоем. Считается, что гром происходит от стука по небесной мостовой его колесницы, в которой он гоняет нечистого духа. А молния — это стрелы, ими Илья поражает злую силу.

В сознании русского народа библейское повествование своеобразно переплелось с народными верованиями, а сам Илья Пророк взял на себя функции могучего славянского языческого бога Перуна, управлявшего всей природой, молниями.

16. Успение — это конец земной жизни Богородицы, праздник в память ее переселения в жизнь Небесную, вечно блаженную. Церковь отмечает этот праздник 28 августа.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав

Весенние праздники — народные, славянские, христианские, патриотические, политические, городские

Самые любимые праздники весны — это не только 8 марта и 1 мая. Все наши люди свято чтят Праздник Великой Победы — 9 мая. Также на Руси испокон веков отмечали славянские и христианские весенние праздники. Пасха — великий весенний праздник православных верующих.

В Санкт-Петербурге обожают весну, которая стала, к тому же, свидетельницей основания великого града Петрова. Весна — это начало цветения и тепла, а также время посевной страды, а значит, будущего урожая и богатой жизни.

Женский день 8 марта

Праздновать женский день начали еще с первого века до н.э. Супруга и сестра Юпитера — богиня Юнона — древнеримская богиня брака и рождения, семьи и семейных постановлений, материнства, женщин и женской производительной силы. Первые дни марта в Древнем Риме были посвящены этой богине. Нарядные женщины отправлялись к храму Юноны. Они преподносили цветы и дары своей покровительнице и просили у нее женского счастья. Мужчины дарили подарки своим подругам, женам, матерям и родственницам.

Современная история этого праздника началась 8 марта 1857 года, когда в Нью-Йорке вышли на улицы работницы швейных и обувных фабрик с требованиями сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и повышения зарплаты. В 1910 году на Международной женской конференции социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила праздновать Всемирный женский день — 8 марта. Впервые этот праздник отметили в 1911 году в некоторых странах Европы. В России первый женский день отпраздновали в 1913 году в Санкт-Петербурге. В 1976 году Международный женский день был официально учреждён ООН.

Сейчас 8-го марта мы больше празднуем приход весны. Женщины подобны этой цветущей поре. Поэтому одновременно и прекрасная половина человечества отмечает свой праздник, получает поздравления, а также самые лучшие подарки, в том числе в виде приглашений на различные музыкальные, интересные и торжественные события. В Северной столице праздник весны и женщин отмечается пышно, с концертами, гуляниями и прочими мероприятиями.

Весенние праздники славян

В день весеннего равноденствия славяне зазывали на встречу Богиню Весту. Чтобы она побыстрее пришла с хорошими новостями, устраивались гуляния. Чтобы она была поласковее, пекли блины, бублики, пряники, жаворонки и другие изделия из теста, символизирующие Солнце и пробуждение Земли после зимы. В старину мужчины старались подарками побаловать своих любимых женщин. Сейчас этот день принято считать Женским днем.

Читать еще:  Форма ногтей и характер человека: как они связаны между собой. О мужчине расскажут его ногти

Народно-христианский праздник, который ежегодно припадает на 30 марта, теплый Алексей, также связанный со встречей весны. Не зря его величали как “Алексей — с гор потоки”. С этого дня крестьяне начинали готовиться к полевым работам. Православная же церковь в этот день вспоминает Алексея — человека Божьего.

Христианские весенние праздники

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля — большой и светлый христианский праздник — возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа. В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Этот день обычно очень теплый и благодатный. Природа оживает, на деревьях распускаются листики, взрослые и дети радуются теплу и весне.

Вербное воскресенье — великий христианский праздник, который отмечается за неделю до Пасхи. В этот день верующие вспоминают вход Господа в Иерусалим, незадолго до Его распятия, принятия смерти на кресте и воскресения. В Вербное воскресенье православные идут в церковь и освещают веточки вербы, приветствуя Христа, пришедшего на Землю, чтобы даровать всем уверовавшим в Него жизнь вечную.

Главный весенний праздник верующих — Пасха. День празднования каждый год устанавливается по церковному календарю. Православная Пасха отмечается обязательно в 1-е воскресенье после весеннего полнолуния, после весеннего равноденствия и после еврейской Пасхи. Православная Пасха исчисляется по лунному календарю, по старому Юлианскому стилю.

Праздник Пасхи — чудесного воскресения Иисуса Христа празднуется очень торжественно и с большим размахом. После пасхального поста устраиваются роскошные застолья и народные гулянья. Но сначала ходят в церковь, освящают куличи и крашеные яйца. Пасху любят и взрослые, и дети.

День смеха или День дурака

Этот праздник отмечают 1 апреля почти во всем мире, разыгрывая друзей и знакомых. История возникновения дня смеха относит нас к одному фламандскому дворянину, который дал своим слугам шуточные поручения 1 апреля 1539 года. Также известно, что английский писатель Джон Обри в 1686 году упомянул о празднике Дураков. Через 10 лет пишут о том, что некоторые жители столицы Туманного Альбиона 1 апреля приглашали прохожих на “мойку львов” в Тауэре.

В России первый розыгрыш состоялся 1 апреля 1703 года. Глашатаи ходили по городу и приглашали всех на “неслыханное представление”. Собралась толпа зрителей, когда на сцене открыли занавес, то взору зевак и любителей зрелищ представилось полотнище с посланием: “Первый апрель — никому не верь!” И было таковым все “неслыханное представление”.

Также утверждают, что эта фраза произошла от дня рождения домового, который приходился по славянским обычаям на 1 апреля. В первый день апреля дух домашнего очага просыпался от зимней спячки. Тогда наши предки шутили, разыгрывали друг друга, дарили смешные подарки, т.е. делали всё, чтобы растормошить домового, который должен был защитать жилища от злых сил.

1 мая

У 1 мая несколько имён — Праздник труда, День труда, Праздник Весны и Труда, День международной солидарности трудящихся. Праздник чествуют во многих странах мира 1 мая или в первый понедельник мая. В России с 1992 года 1 мая отмечают как Праздник Весны и Труда. Политическая подоплека праздника уходит своими корнями в Чикаго 1886 года, когда 1 мая десятки тысяч рабочих устроили массовую забастовку с требованиями улучшения условий труда.

В Российской империи День международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году проведением стачки. С 1897 года подобные “волнительные маёвки” уже приобретают регулярный и политический характер. Дальше — больше, в 1901 году первомайские выступления рабочих с лозунгами: “Долой самодержавие!”, “Да здравствует республика!” прошли в Санкт-Петербурге и других городах России.

На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тысяч рабочих. В 1917 году после Февральской революции рабочие вышли на улицы с лозунгами “Долой министров-капиталистов”, “Вся власть Советам”, “Долой империалистические войны!”

После Октябрьской революции праздник стал официальным, и получил название “День Интернационала”, позже “День международной солидарности трудящихся — Первое Мая”. К нему приурочили и 2 мая, которые стали нерабочими днями и отмечались по всей стране. Первого мая проходили демонстрации трудящихся и военные парады, второго мая проводились “маёвки” — массовые празднования на природе.

День Победы

9 мая — праздник Великой Победы, у становленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года. Весной 1945 года Красная Армия вошла в Берлин. Первого мая трое российских солдат установили красный флаг на крыше здания рейхстага. Восьмого мая в 22.43 (по европейскому времени, в 0.43 Девятого мая по МСК) был подписан Акт о капитуляции Германии. С тех пор ежегодно наша страна отмечает этот Великий Праздник Победы.

В День Победы в столице проходит торжественное шествие к Могиле Неизвестного Солдата, проводятся парады в городах-героях, повсеместно дают праздничный салют. Кроме того, каждый год 9 мая во многих городах России проводится акция “Бессмертный полк”, которая была инициирована в 2012 году жителями Томска. В последующие годы к ним присоединились миллионы человек по всей стране. В этом большом событии всегда принимает участие президент России Владимир Владимирович Путин.

В Северной столице, в городе-герое Ленинграде, 9 мая проводятся парады войск, военной техники и боевых кораблей. Центром служит Дворцовая площадь. В три часа дня по ней марширует «Бессмертный полк». Вечером устраиваются концерты с исполнением знаменитыми арстистами песен военных лет. Празднества в честь Великой Победы длятся весь день по всему городу, а также в Кронштадте и пригороде Санкт-Петербурга. В 10 часов вечера с Петропавловской крепости в небо взмывает салют. Безусловно, повсеместно поздравляют дорогих Ветеранов. Минутой молчания чтят героев, участников Великой Отечественной войны, которые не дожили до этого прекрасного Дня Победы.

27 мая

Праздник в честь основания великого города на Неве — Санкт-Петербурга. В ходе Северной войны в начале 18 века, Петр Первый отвоевав у шведов долину реки Невы, начинает здесь строительство Петропавловской крепости. 16 маем (по старому стилю) и 27 маем (по новому стилю) 1703 года датируется закладка царём Петром Великим Петропавловской крепости — первого здания города — на Заячьем острове. Так, в устье Невы был основан город Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге праздник очень торжественно и пышно отмечают все его жители и гости. С 10 утра на Сенатской площади проходит возложение цветов и венков к Медному всаднику, знаменитому памятнику, посвященному основателю города.

Далее горожане и иностранцы прогуливаются по нарядным площадям и улицам города. В этот день открываются фонтаны в Летнем саду и в Петергофе, осуществляется полуденный выстрел с бастиона Петропавловской крепости, также тут проводятся фестивали.

В 9 вечера на Дворцовой площади оперные звезды дают праздничный концерт. В целом, в течение всего дня весь город становится сплошной концертной площадкой, на которой выступают звезды эстрады, кино, цирка, большого спорта. Во всех районах города к 27 мая проводится множество выставок, экскурсий, спектаклей, общественных акций и флэш-мобов. Заключительным аккордом в праздновании Дня города Санкт-Петербурга становится торжественный салют, который трогает сердца буквально всех петербуржцев и гостей славного города на Неве. Праздник продолжается 28 и 29 мая.

День рождения «отца» Северной столицы

Через 333 года после появления на свет основателя Санкт-Петербурга, это событие стало официальным праздником в городе. Петр Первый родился 30 мая по старому стилю или 9 июня по новому. Поэтому празднования происходят уже, как правило, по современному календарю – летом. Благодарные потомки свято чтут праздник основателю родного и любимого города.

День начинается с возложением цветов к самым знаменитым и любимым памятникам Петру. Одновременно в городе проходит обычно около десятка таких церемоний. Также дается торжественный выстрел полуденной пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. В церемониях принижают участие члены военно-исторические клубы, духовые и роговой оркестры, артисты театров, хор и оркестр Капеллы и все желающие почтить память основателя нашего города. В 7 часов вечера в Академической капелле дается праздничный концерт.

Источники:

http://studopedia.ru/11_258060_vesenniy-tsikl-narodnih-traditsionnih-prazdnikov.html
http://lektsii.com/2-37274.html
http://peterburg.center/ln/vesennie-prazdniki-narodnye-slavyanskie-hristianskie-patrioticheskie-politicheskie-gorodskie.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector