6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внушение, его виды и формы. Формы и методы внушения, применяемые в средствах массовой информации

Виды и формы внушения

Внушение – основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Направлено не на логику и разум личности, не на её готовность мыслить рассуждать, а на получение инструкций к действию, распоряжений.

в зависимости от наличия или отсутствия цели внушения: непреднамеренное (не ставиться специальная цель внушения мысли, действия, поступка. Например, так происходит, когда педагог внушает студентам страх перед экзаменом по своему предмету) и преднамеренное (сознательно организуемое воздействие с четко поставленными целями и усилиями со стороны внушаемого для достижения планируемого результата).

по результатам: положительное (итогом является формирование положительных психологических качеств) и отрицательное (прививаются отрицательные психологические качества – заниженная самооценка, необязательность и т.д.).

— команды и приказы. Будут выполняться только в том случае, если не противоречат сложившимся в данном коллективе традициям, нормам. Команды и приказы бывают: предварительные и мобилизующие (Внимание! Приготовиться!); исполнительные (Равняйся! Вперёд! Стой!); запретительные (Прекратить! Оставить!); действия по образцу (Делать как я! Повторять за Сашей!)

— широко применяется внушающее наставление. Отличается от команд и приказов тем, что используется для решения более сложных задач – перестройки сложившихся установок, формирования готовности к требуемым действиям. Осуществляется в виде лаконичных фраз. Например, учитель хочет добиться, чтобы у ученика сформировалась положительная установка на выполнение домашних заданий. Выразительно глядя ему в глаза, учитель максимально повелительным тоном говорит: «Ты можешь и хочешь хорошо учиться. Сегодня в три часа ты сядешь делать уроки». При этом учитель не даёт распоряжения, а именно внушает определённый образ действий и поведения. Условия применения: применяется для ограничения детей в нежелательных действиях, для выработки уверенности в себе; возможно только при установившихся положительных отношениях между учителем и учеником.

— применяют косвенное внушение.

Формы: намёк (Ты случайно не устал?), косвенное одобрение (Мне кажется, что наиболее точно сказано об этом в сочинении Тани), косвенное осуждение.

Приемы: через противопоставление (Эта гора не очень высокая, но у тебя вряд ли хватит смелости ее одолеть. Вот К. наверняка не побоялся бы спуститься), через запрет – работает с теми людьми, которые привыкли действовать наперекор, делать наоборот, доверием – «Я не могу подвести людей, потому что мне доверяют» — работает только по отношению к людям, у кого развиты моральные качества: ответственность, дисциплинированность, чувство долга и чести.

Факторы, оказывающие влияние на эффективность внушения:

— возраст – чем младше ребёнок, тем более он внушаем. С увеличением объёма знаний критичность повышается.

— состояние организма – больные или уставшие люди легче поддаются внушению.

— консерватизм – не гибкость – лучше держатся за идеи и взгляды, доверчивость – легко соглашаются с другими.

— уверенность внушающего в истинности своих слов, его авторитет. Сказанное твёрдо и уверенно воспринимается с большим доверием.

— обстановка воздействия – апартаменты директорского кабинета больше располагают к внушению, нежели те же слова, но сказанные в коридоре.

Некоторые приёмы внушения: Смотрите в глаза человеку. Держитесь спокойно. Говорите властно и ни в коем случае не проявляйте нервозность. Ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими. Главный элемент – интонация – доверительная. Ключевые слова и фразы, выражающие основную мысль, произносятся акцентировано. Умело выдерживайте паузы. Однако злоупотреблять внушением нельзя. Внушённая информация прочно входит в сознание человека.

Читать еще:  Кожные придатки. Строение и функции кожи. Придатки кожи Придатки кожи и их функции

Определите вид педагогического воздействия? Выделите + и – данного воздействия.

Ситуация №1. Ученик 4 класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: «Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске».

Ситуация №2. Молодая учительница, желая, чтобы её ученики хорошо подготовились к экзаменам, на протяжении всего года бесконечно повторяла: «Экзамен покажет, на что вы способны. Не думайте, что вам удастся легко проскочить. Все ваши недостатки на экзамене проявятся». В результате большинство учеников на самом экзамене показали результаты значительно ниже своих возможностей. Даже некоторые отличники получили тройки.

Определите вид педагогического воздействия? Выделите + и – данного воздействия.

Ситуация №1. Ученик 4 класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: «Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске».

Ситуация №2. Молодая учительница, желая, чтобы её ученики хорошо подготовились к экзаменам, на протяжении всего года бесконечно повторяла: «Экзамен покажет, на что вы способны. Не думайте, что вам удастся легко проскочить. Все ваши недостатки на экзамене проявятся». В результате большинство учеников на самом экзамене показали результаты значительно ниже своих возможностей. Даже некоторые отличники получили тройки.

Определите вид педагогического воздействия? Выделите + и – данного воздействия.

Ситуация №1. Ученик 4 класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: «Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске».

Ситуация №2. Молодая учительница, желая, чтобы её ученики хорошо подготовились к экзаменам, на протяжении всего года бесконечно повторяла: «Экзамен покажет, на что вы способны. Не думайте, что вам удастся легко проскочить. Все ваши недостатки на экзамене проявятся». В результате большинство учеников на самом экзамене показали результаты значительно ниже своих возможностей. Даже некоторые отличники получили тройки.

Определите вид педагогического воздействия? Выделите + и – данного воздействия.

Ситуация №1. Ученик 4 класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: «Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске».

Ситуация №2. Молодая учительница, желая, чтобы её ученики хорошо подготовились к экзаменам, на протяжении всего года бесконечно повторяла: «Экзамен покажет, на что вы способны. Не думайте, что вам удастся легко проскочить. Все ваши недостатки на экзамене проявятся». В результате большинство учеников на самом экзамене показали результаты значительно ниже своих возможностей. Даже некоторые отличники получили тройки.

Внушение, его виды и формы

Внушение — это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Читать еще:  Почему у беременных коричневые соски. Скоро начнется новый цикл. О набухании сосков

Внушению должны быть присущи следующие характеристики:

1. Целенаправленность и плановость.

Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических операций и тем условиям, в которых они проводятся.

2. Конкретность объекта внушения.

Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.

3. Некритическое восприятие информации объектом внушения.

Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыслительной деятельности.

4. Определенность инициируемого поведения.

Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков объекта воздействия, соответствующих целям психологической операции.

Эффективность внушающего воздействия обычно зависит от:

  • а) способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами как:
    • · интеллект и находчивость;
    • · воля и уверенность в себе;
    • · кругозор и компетентность;
    • · доброжелательность к объекту;
    • · собственная убежденность в том, что внушается.
  • б) содержания внушения, зависящем от:
    • · характера внушаемой информации;
    • · ее места в информационном потоке (если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость к внушению условно можно оценить в 50%, в середине — в 30%, в конце — в 70%).
  • в) внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту. Объект внушения всегда изучает субъект (большей частью неосознанно), причем в следующей последовательности:
    • · сначала происходит оценка тех качеств субъекта, которые определяют его способность внушать (т.е. его интеллекта, компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности), на основе которой устанавливается мера «доверия-недоверия» к нему;
    • · затем объект как бы выясняет для себя, имеет ли субъект психологическое превосходство над ним (установлено, что при общем положительном отношении к субъекту объект может приписывать ему даже такие психологические качества, которыми тот в действительности не обладает, а при общем отрицательном отношении объект «лишает» субъекта и тех качеств, которыми ему действительно присущи).

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

  • · по способу внушающего воздействия;
  • · по средствам воздействия;
  • · по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией;
  • · по длительности эффекта воздействия;
  • · по содержанию воздействия.
  • 1. По способу воздействия внушение бывает открытым или закрытым.

Открытое (прямое) внушение — это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определенных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия.

Закрытое (косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели, либо оно не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.

2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистанционным.

Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом.

Дистанционное воздействие осуществляется с помощью средств массовой информации. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

3. По интервалу времени между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различают непосредственное и отсроченное внушение.

При «непосредственном» внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия.

При «отсроченном» внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв (создается установка на срабатывание внушения в будущем).

Читать еще:  Осветление перекисью водорода до и после. Как осветлить волосы с помощью перекиси водорода

4. По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным.

Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия.

Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.

5. По содержанию внушающее воздействие может быть специфическим и неспецифическим.

Специфическое — это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определенной поведенческой реакции.

Под неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта определенных психических состояний.

Методы убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов психологического воздействия, но в их эффективности не приходится сомневаться.

Виды внушения

Вербальное внушение

Вербальное внушение подразделяется на:

Прямое внушение характеризуется ясностью действий психолога, когда четко известно, что будет и какая цель за всем этим стоит. Этот вид внушения пользуется популярностью в медицинской практике, когда надо отключить болевые ощущения.

Прямое внушение бывает закамуфлированным, когда психолог не сообщает что должно произойти, но дает намек что полученный эффект зависит и от пациента. Постгипнотическое внушение используется при самогипнозе и когда пациенту надо стереть память, что бы тот забыл о неприятных моментах в жизни. Происходит программирование сознания, при котором пациент выполняет определенные действия, после окончания сеанса.

Косвенное внушение подразумевает возможность выбора внушения, когда пациент сам выбирает, что ему следует внушить. Такой вид внушения используется при направлении пациента в то русло, которого он пока постоянно избегал.

Виды косвенного внушения:

– последовательное внушение. Происходит оглашение различных утверждений врачом, с которыми пациент соглашается. В конце звучит утверждение, которое пациент должен для себя принять и следовать ему;

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

– импликация. Врач оглашает результат исхода событий и пациент себя заранее настраивает на то, что эта ситуация произойдет;

– двойная связка. Пациенту предлагается выбрать один из двух предложенных вариантов, которые абсолютно одинаковы. Например «Вы ощущаете тяжесть в левой или правой ноге?»;

– отсутствие упоминания. Описывается важная ситуация, в которой самый главный элемент убирается, это дает возможность пациенту лучше на нем в итоге сконцентрироваться.
Это одни из самых распространенных приемом косвенного внушения, но и далеко не все, есть еще много и интересных методов.

Открытое внушение так же имеет несколько разновидностей. Во всех этих видах есть кое-что общее, пациенту предоставляется выбор действия. Могут во время приема использоваться расплывчатые рамки, которые пациент заполняет как хочет, применение высказываний, метафор и иных методов.

Невербальное внушение

Невербальное внушение основано не на словах, а на жестах, интонации. Оно может быть применено даже на бессознательном уровне, просто в процессе общения.

Виды невербального общения:

– каталепсия. Пациент принимает то положение тела, которое ему говорят. Каталепсия может быть всего тела, либо какой-то части. Пользоваться постоянно таким методом не рекомендуется.

– паузы. Благодаря паузе меняется смысл высказываний и происходит открытое внушение. Пауза дает возможность выделить главную мысль в предложении;

– левитация. Здесь нет прямого воздействия гипнотизера на пациента, все происходит благодаря воображению. Время для левитации выбирает пациент. При помощи этого метода проще войти в транс. Пользуется популярностью при самогипнозе.

Какой бы метод внушения не был выбран, часто экспериментировать нельзя, так как идет прямое воздействие на нервную систему человека

Источники:

http://megaobuchalka.ru/11/10931.html
http://vuzlit.ru/706924/vnushenie_vidy_formy
http://www.yourfreedom.ru/vidy-vnusheniya/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: