2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все Церковные праздники – календарь, история, устав, правила. Христианские праздники

Праздник в жизни православного христианина

Жизнь Православной Церкви размерена календарем. События Священной и церковной истории, памяти святых вспоминаются Церковью каждый день. Можно сказать, что у православных христиан праздник каждый день. По значимости церковный Устав различает праздники великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, по важности подразделяются на три разряда:

2) двунадесятые (дванадесять по-славянски значит двенадцать); этих праздников ровно двенадцать:

— Рождество Пресвятой Богородицы;

— Воздвижение Креста Господня;

— Введение во храм Пресвятой Богородицы;

— Благовещение Пресвятой Богородицы;

— Вход Господень в Иерусалим;

— День Святой Троицы;

3) Великие недвунадесятые:

— Покров Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; в этот день вспоминается чудесное явление Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году (константинопольский святой блаженный Андрей видел Пречистую Деву со множеством святых и Ангелов, простирающую Свой покров над городом и всем миром);

— Обрéзание Господне и память святителя Василия Великого — 1/14 января; служба памяти Василия Великого [1] в богослужении тесно связана со службой, вспоминающей евангельское событие Обрéзания Господня (в этот день служится литургия Василия Великого);

— Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня / 7 июля; событие это описано в Евангелии [2] ;

— Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня / 12 июля [3] ;

— Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа / 11 сентября; об этом рассказывается в Евангелии [4] .

Все великие праздники отмечаются всенощным бдением — особым торжественным богослужением, совершаемым обычно накануне [5] . В праздник православные христиане не просто вспоминают бывшие некогда события, а переживают их как совершающиеся здесь и сейчас. В церковных праздничных песнопениях постоянно звучит слово днесь, что значит ныне, сейчас, сегодня. «Дева днесь Пресущественнаго раждает», — звучит в песнопении Рождества Христова. «Днесь спасения нашего главизна», то есть «Ныне начало нашего спасения», — поем мы на праздник Благовещения.

Когда мы на праздник Покрова поем «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны (нас) молится Богу», мы осознаем, что покров Богородицы над миром был не только когда-то, в X веке, а хранит нас и теперь.

В таком переживании праздника Церковь дает нам возможность почувствовать себя соучастником отмечаемых событий. Вспоминая на праздник Преображения, как Господь просиял чудным светом пред Своими учениками, мы молимся: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный». Вспоминая детей, которые во время входа Господа в Иерусалим прославляли Христа, поем: «И мы, яко отроцы (как отроки) победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием “Осанна в вышних!”»

Особенно отчетливо и подлинно эта сопричастность евангельским событиям выражается в участии в литургии и причастии Святых Христовых Таин. В этом Таинстве мы вживую соприкасаемся с Тем, Кого прославляют праздники, — со Христом. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Может быть, кто-нибудь из вас захочет по примеру достохвальных жен-мироносиц обнять ноги Иисусовы? Можете и ныне, если хотите, не только руки и ноги обнять, но и священную главу Его, если будете приобщаться с чистою совестью страшных Таин».

Самый великий праздник Церкви — праздник Воскресения Христова, Пасха. Воскресение Христово мы празднуем пятьдесят два раза в году — каждую неделю в воскресный день, поэтому воскресенье называют еще малой Пасхой.

В богослужении Православной Церкви каждый день недели имеет свою особую тему:

понедельник посвящен Небесным Силам, святым Ангелам;

вторник — Иоанну Предтече и святым пророкам;

среда — Кресту Господню (мы вспоминаем страдания Спасителя, так как в этот день Иуда предал Христа);

четверг — святым апостолам и святителю Николаю (вспоминаем также всех святителей) [6] ;

Читать еще:  Поздравок с днем рождения доченьки. Поздравления с днем рождения взрослой дочери

пятница — Кресту (в этот день вспоминаются крестные страдания Спасителя);

суббота — Матери Божией, всем святым и усопшим.

Кроме того, церковный календарь определяет и годовой круг церковных служб. Он подразделяется на неподвижный (состоит из праздников, закрепленных за определенными датами) и подвижный (связанных с праздником Пасхи).

7 августа 2017 г.

[1] О нем мы пишем на с. 361–362. (2 ф., с. 22-23)

[2] О святом Иоанне Предтече можно прочитать на с. 250, 256–258, 263–265, 274–275. (1 ф., с. 128, 131-132, 135-136, 142)

[3] Об апостольских трудах и мученической кончине первоверховных апостолов см. на с. 330–341. (2 ф., с. 2-9)

[4] В нашей книге см. об этом на с. 274–275. (1 ф., с. 142)

[5] О всенощном бдении мы рассказывали на с. 478–483. (с. 9-13)

[6] О святителе Николае и о других святителях см. на с. 359-369. (2 ф., с. 20-26)

Церковные праздники : даты , объяснения и традиции

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Читать еще:  Половое влечение у женщин: причины отсутствия, как повысить. Повышенное половое влечение

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Читать еще:  Поздравления молодоженам своими словами короткие. Поздравления на свадьбу своими словами

Основные праздники церковного православного календаря

Придавая праздникам невероятно высокий статус, Церковь всегда старалась определить распорядок жизни христиан на эти дни.

Православные праздники – основа функционирования Церкви. Верующие освобождают себя от мирской суеты, посвящая время служению Господу, чтению молитв, выполнению установленных обрядов. Торжественность и способ проведения конкретного праздника определяется его важностью, а основные церковные даты (Рождество, Пасха) играют в православии ключевую роль.

Церковные праздники: исторические выдержки

Со времен Ветхого Завета берут начало даты, в честь которых Церковь и все ее прихожане возносят молитвы Господу. К древним обрядам примыкают Новозаветные традиции, посвященные историям из жизни Христа, Богоматери и святых.

Придавая христианским праздникам невероятно высокий статус, Церковь старалась определить распорядок жизни христиан на эти дни. Православные верующие освобождались от работы и повседневной рутинности, целиком посвящая себя богослужению.

В IV – VI вв. византийские власти, всецело покровительствовавшие институту Церкви, издавали строгие законы, запрещавшие нарушать святость праздников, пресекающие труд, шумные увеселения. Дальше всех пошел император Константин, упразднивший ведение торговли по воскресеньям.

Сегодня характер проведения православных праздников модифицировался, хотя некоторые дни остались официальными государственными выходными. Подобные законы действуют в большинстве стран с преобладающим количеством христиан.

Церковный календарь

Православный календарь, ежегодно определяющий точные даты торжеств, вобрал в себя две части: речь идет о переходящих и непереходящих праздниках. Непереходящие праздники исходят из Юлианского календаря, не совпадающего с исчислениями своего Григорианского аналога в пределах 13 дней. Непереходящие торжества характеризуются наличием постоянной даты, не изменяющейся в зависимости от месяца, дня недели.

Переходящие праздники «плавают» по календарю, а ключевой точкой отсчета для их назначения становится Пасха, определяющаяся по лунному календарю и ряду религиозных постулатов, запрещающих отмечать Пасху:

  • одновременно с иудейской Церковью;
  • до весеннего равноденствия;
  • до первого весеннего полнолуния.

В совокупности две части календаря церковных праздников составляют полный цикл.

Православие: спектр праздников

Церковь классифицирует службы по принципу их важности, различая Великие, Средние и Малые. Главным событием в православии выступает Воскресение Господне. К Великим причисляют двунадесятые и несколько прочих праздников.

Двунадесятые праздники — это 12 религиозных событий, посвященных хроникам земной жизни Христа и его приближенных. Литургический принцип распределяет их внутри годичного круга на:

Неподвижные, приходящиеся на определенные (неменяющиеся) даты

  • 07.01 Рождество
  • 19.01 Крещение
  • 15.02 Сретение
  • 07.04 Благовещение
  • 19.08 Преображение Христа
  • 28.08 Успение Божьей Матери
  • 21.09 Рождество Марии
  • 27.09 Воздвижение Креста
  • 04.12 Введение в храм Богородицы

Подвижные (двигающиеся по календарным страницам относительно Пасхи)

  • За неделю до: Вход Иисуса в Иерусалим.
  • На 40-й день после: Вознесение Иисуса.
  • На 50-й день после: День Святой Троицы.

Спектр Великих замыкают недвунадесятные торжества

  • Обрезание (14.01);
  • Рождество Иоанна Предтечи (07.07);
  • Праздник Петра и Павла (12.07);
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи (11.09);
  • Покров Марии (14.10).

К Великим православным дням относятся и все воскресенья — в последний день недели все мирские проблемы необходимо отложить на завтра, посвятив время посещению церкви и чтению молитв.

Особенности основных православных праздников

  1. Обязательность посещения церкви: в старину прихожане, более трех воскресений к ряду не посетившие службу, навсегда отлучались от Церкви. Сегодня жесткие требования существенно смягчились, однако истинно верующие люди стараются непременно побывать в храме в воскресный день.
  2. Облачение священных служителей в дорогие светлые наряды, выступающие символом божественного света и величия Царства Божьего.
  3. Праздничное песнопение и литургия.

Общее количество православных праздников в совокупности превышает количество дней в году, а потому на один календарный день может выпадать одновременно несколько торжеств.

Источники:

http://pravoslavie.ru/105152.html
http://azbyka.ru/days/p-cerkovnye-prazdniki-daty-obyjasnenija-i-tradicii
http://www.7ya.ru/article/Osnovnye-prazdniki-cerkovnogo-pravoslavnogo-kalendarya-2017/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector