«Я и моя семья». Конспект занятия для старшей группы. Занятие в старшей группе «Моя семья
Комплексное занятие в старшей группе «Я и моя семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формировать представление о семье, как людях, которые живут вместе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему:
Конспект занятия в старшей группе
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими членов семьи.
Развивать самопознание. Вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Развивать речь, мышление, умение отвечать на вопросы. Закреплять умение координировать речь с движением. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Воспитывать добрые чувства по отношению к своим близким, вызывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.
Воспитывать желание заботиться о близких людях.
Предварительная работа с детьми:
— рассматривание семейных фотографий.
* Фотоальбом «Моя семья»
* Детские инструменты (для ремонта стульчика)
* Муляжи овощей и фруктов
* Предметы для уборки (веник, ведро, тряпка)
Ход образовательной деятельности:
Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.
Гости здесь у нас с утра,
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа.
Вот и мы, и ты, и я.
Мы – одна большая, дружная семья!
Ребята, вы любите смотреть телевизор? Какие передачи вы знаете?
Давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем? (Телеведущей)
А наши гости? (телезрители )
Занимайте свои места. Готовы? Начали!
Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня у нас в студии ребята из детского сада №6.
Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Но в начале нашей передачи я хочу вам рассказать необычную историю с загадкой.
Это было давно. В одном доме жили мама и папа. У них родилась дочка. Мама с папой долго думали, как назвать свою доченьку. И решили: назовем ее Рита.
Вот это маленькая Рита. Она ходила в детский садик, как и вы. Здесь она со своим братиком Сережей. Рита росла, научилась читать, считать и затем пошла в школу. Вот на этой фотографии Рита – школьница.
Ну что, не отгадали мою загадку? Тогда слушайте дальше.
А на этой фотографии вся семья вместе.
Вот это ее папа, его зовут Анатолий Александрович, а это мама, ее зовут Людмила Яковлевна. Рита росла веселой, любила играть в разные игры.
Больше всего на свете она любила играть с куклами, рисовать и лепить. Долго училась и стала воспитателем. (фото).
Ну что, отгадали мою загадку? Конечно, это я. Это о себе я вам рассказывала.
А теперь вы расскажите о себе, используя таблицу.
Воспитатель: Ребята, только что мне позвонила мама Сони – Ирина Анатольевна. Она нас приглашает в гости. Пойдем?
Наверное, она задерживается. Давайте поможем навести порядок. (обращаясь к Соне ) Кто живет вместе с тобой? Посмотрите, папа Сони решил починить мебель к приходу гостей. Максим и Илья выберут все необходимые для этого вещи. А Ирине Анатольевне, маме Сони, мы поможем выбрать то, что необходимо для приготовления обеда. Помогать в этом будут Ксюша и Аля. Соне надо убраться в доме, Оля поможет Соне, и они выберут все необходимое для уборки квартиры. А Андрей и Владик помогут, Оле, сестре Сони, навести порядок на своем рабочем столе, сложить учебники в стопочку, а все остальные принадлежности на место в стаканчик. Начинаем работу.
— Вот видите, ребята, как мы быстро управились, т.к. у каждого члена семьи есть свои обязанности и он их хорошо и быстро выполняет.
А нам пора возвращаться в студию.
Ребята, а кто еще из родных, может жить в вашей семье? (бабушка, дедушка).
Расскажите о них. В этом вам поможет таблица.
Воспитатель: Я вижу, вы любите своих родных. И мне кажется, вы всегда называете их ласково.
(Д/и «Назови ласково»)
Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся
Мама – мамочка – мамулечка – маменька
Папа – папочка папулечка – папуленька
Сын – сынок – сыночек – сынулечка
Дочь – дочка – доченька – дочурка
Сегодня мы поговорили с вами о ваших семьях: о вас, о ваших маме, папе, бабушке, дедушке. Чтобы нам увидеть всех своих родственников сразу, можно составить, нарисовать необычное дерево.
Посмотрите, вот это древо моей семьи. Это мои мама и папа. Это мой братишка.
Я вам предлагаю сделать своё дерево.
Дети, посмотрите на свои деревья, почему они необычные, чудесные? (Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья.
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое семья? (Семья — это дом, семья — это мир, где царит любовь, преданность. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья — это когда живут вместе папа, мама, дети ).
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в Семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей Ваш дом!
Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья».
До новых встреч.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового комплексного занятия в старшей логопедическойгруппе по теме: «Весна». Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматическ.
Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод.
Занятие о вредных привычках, о том как важно беречь и сохранять свое здоровье.
Задачи:-познакомить детей с казачьими оберегами;-приобщить детей к истокам казачьего фольклора;-учить детей приемам декора при изготовлении оберега.
Формирование представления о людях, которые живут вместе.
Конспект занятия в старшей группе ДОУ, Моя семья. Родословная
Задачи:
— Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях.
— Знать понятия «родословная», «генеалогическое древо»
— Уметь составлять генеалогическое древо
— Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа
Ознакомление с окружающим:
а) «Я и моя семья» (о чём рассказал семейный альбом);
б) рассказы детей о членах их семей.
Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотогра-фий), «Мне хорошо, когда…», «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи»
Составление рассказов «Мои родственники», «Наши семейные традиции»
Методическое обеспечение:
— фотографии членов семьи
— рисунок дерева (на каждого ребёнка)
— панно с изображением дерева.
Ход:
— Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Да-вайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
— Ребята, приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ла-дошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему?
— Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
— Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей).
Разгадывание кроссворда о семье.
* Живет в твоей семье девчонка, ну а тебе она (сестренка) .
* Кто вылазит из пеленок, это маленький (ребёнок) .
* Кто вас дети, больше любит? Кто вас нежно так голубит? И заботится о вас не смыкая ночью глаз? (мама) .
* Пусть вашу семью обходят ненастья, желаю вам дети огромного (счастья) .
* Тебе дано, а другие пользуются (имя) .
Воспитатель:
Правильно Семья- это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью.
Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»
На мольберте картинка 7 Я
Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» — мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я»
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я»
-Нет, если есть собака,
Выходит. Во! семья!
Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание. Де-монстрируют чувственное восприятие к стихотворению.
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит, семья?» Давайте про-верим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).
Воспитатель:
– Давайте поговорим о семье. Что такое семья? Ответы детей.
– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это любящие и заботливые роди-тели и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники. – Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково. Как вы думаете, какое слово первое произносит ребенок?
Правильно, МАМА.
Игра «Мама какая?».
(Единственная, ласковая, заботливая, родная, добрая.)
Ребята, подумайте и скажите чем вы похожи со своей семьей и какие есть различия .
Дети определяют характерное отличие каждой семьи — это схожесть членов семьи. Затем дети определяют второе характерное отличие семьи — общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родите-лей.
Проводится игра «Назови отчество». С мячом.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него полу-чится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сы-ночков:
Александр — Александровна — Александрович;
Олег — Олеговна — Олегович;
Иван — Ивановна — Иванович;
Василий — Васильевна — Васильевич.
Семья бывает дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортив-ная. Все семьи разные – бывают маленькие и большие, если в семье много детей – это многодетная семья. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают в семье.
Физкультминутка
У меня есть семья
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.
Семья – это родные люди, живущие вместе, ваши родственники. Скажите, кого называют родственниками? Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, братьев, сестер. А что озна-чает слово «РОД»? РОД – все родственники, имеющие одну и ту же фами-лию. У нас на столе лежат колечки.
Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо — это (дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)
Это кольцо — дети, т.е. вы. Следующее — это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?
Дети: пирамидка.
— По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?
Родословная это история какого- либо рода или семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.
(Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.)
А дерево это стали называть «Генеалогическим древом»
Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и ли-стья огромного человеческого дерева.
Как растет дерево, так растет и каждая семья – от самых древних предков (корней) до юных представителей рода (зеленых листочков). Мам и пап в семейном древе можно сравнить с ветками, бабушек и дедушек – с крепким стволом. Именно благодаря такой ассоциации схематическое изображение родословных связей каждой семьи называют генеалогическим деревом (древом).
— Родословное дерево – это изображение истории рода в виде раз-ветвленного дерева. Родословное дерево помогает хранить память о пред-ках, благодаря ему мы лучше знаем историю своего рода. Как дерево сильно за счет своих корней, так и сила семьи держится на его корнях. С помощью семейного дерева можно узнать о жизни своих предков. Такое дерево есть у каждого из нас. У некоторых оно большое у некоторых ма-ленькое. Это поток наших предков. Дерево уходит своими корнями далеко в прошлые века. Таким образом, зная свои корни, мы иногда можем объ-яснить самим себе свой выбор, да и свое происхождение тоже.
Генеалогия или родословие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях.
Воспитатель: – А теперь давайте сядем за столы. Посмотрите, перед вами на тарелочках лежат фотографии, найдите пожалуйста свои.
– В самом верху на кроне дерева располагается ваша фотография (Колина, Танина и т. д.) Если у вас есть братик или сестрёнка, то вы при-клеиваете её рядом со своей фотографией, а ниже справа – папа, слева – мама. Еще ниже под родителями, их родители, то есть ваши бабушки и де-душки.
Заключение.
– Мы сегодня с вами говорили о родословном дереве
* Что вам больше всего запомнилось?
* Понравилось ваше дерево жизни, почему?
* Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим дере-вом?
* Что вы нового узнали из нашего занятия?
(Ответы ребят)
«Я и моя семья». Конспект занятия для старшей группы
Программное содержание: развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье. Вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем? Дети: Телеведущей! Воспитатель: А все, кто в зале? Дети: Телезрители.
Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята д/с «Гномики» г. Анжеро-Судженска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своих дорогих и близких людях, В начале нашей передачи я предлагаю нашим участникам представиться и рассказать немного о себе.
Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Дима, мне 5 лет и живу я в городе Анжеро-Судженск. По своему характеру я весёлый, спокойный, хороший мальчик. У меня есть достоинства. Достоинства — это такие черты, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратный, культурный, вежливый, бережливый. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности я очень боюсь, прививок и уколов, начинаю плакать. Потом, мне становится очень стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.
Воспитатель: Благодарю участников передачи. Вы можете занять свое место в студии. Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?
Дети: Никого роднее кроме мамы в целом мире нет.
Воспитатель: Я предлагаю вам сказать в микрофон красивые слова своей маме.
Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная и замечательная.
Воспитатель: Ребята, давайте для наших телезрителей покажем этюд «Утреннее фото»
Дети вместе с педагогом читают стихотворение А. Костецкого, сопровождая чтение жестами и движениями.
«Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку,
Руку луч тебе протянет.
Ты подставь скорей ладошку.
Пусть тебя увидит мама,
И умытым, и обутым,
Все, прибрав, иди к ней прямо.
И скажи ей: «С добрым утром!»
И потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И весёлым, интересным
День твой должен получится».
Воспитатель: А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о мамах.
Дети: Это портрет моей мамы. Её зовут Светлана Викторовна. Она у меня самая красивая женщина на земном шаре. А ещё она очень добрая. Она любит и понимает нас с папой, в доме у нас всегда чистота и уют. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое — от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто солнышко в комнате взошло. Мы с папой заботимся о маме, помогаем ей во всём. Чем больше мы ей будем помогать и меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.
Дети: Скажи, пожалуйста, Дима, ты сам рисовал портрет своей мамы или тебе помогали?
Дима: Мне помогал папа.
Воспитатель: Да, ребята, «мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныши и его мама». Дети:
«У ягнёнка — овца,
У козлёнка — коза.
У жеребёнка — лошадь.
У цыплёнка — курица.
У телёнка — корова.
У тигрёнка — тигрица. У оленёнка — олениха.
У гусенка — гусыня.
У поросенка — свинья.
У лисенка — лисица.
У львенка — львица».
Воспитатель: Ребята, к нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдет в школу. Она научилась прекрасно составлять предложения, а для вас она прислала игру «Добавлялки»
Дети: (подбирают подходящее слово в рифму).
«Ра-ра-ра — начинается игра, Шу-шу-шу — я письмо пишу. Ло-ло-ло — на улице тепло, Ры-ры-ры — у мальчиков шары. Ре-ре-ре — стоит домик на горе. Ар-ар-ар — закипел наш самовар. Жу-жу-жу — молока дадим ежу. Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Са-еа-са — в лесу бегает лиса.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы ждем ваших рассказов о бабушках и дедушках.
Дети: Я вам хочу рассказать и о своей бабушке — папиной маме. Её зовут Ольга Семеновна. Меня назвали Ольгой в её честь. Бабушка работает медицинской сестрой в детской поликлинике уже 40 лет. Бабушка не живет с нами, но мы часто ходим к ней в гости. У моей бабушки всегда теплые и ласковые руки, она и вкусно накормит, и пожалеет и приласкает. А я хочу рассказать вам о своем дедушке. Он не много ворчлив, но всегда поздравляем его с праздниками, с днем рождения, ведь ему нужны ласка и забота. Мы с дедушкой нарисовали генеалогическую древо нашей семьи, В корнях мы разместили прабабушек и прадедушек, чуть повыше, на столе древа, мы расположили бабушек и дедушек. На ветвях — папа и мама, а на самой верхушке дерева — я, Настя, У нас в роду все очень музыкальные: прабабушка, дедушка, мама все играли на пианино. Мы все похожи друг на друга. Я люблю свою большую семью.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Подарки слов». Мальчики будут говорить слова о дедушках, а девочки — о бабушках (но противоположные по смыслу).
«Сильный — слабая. Грустный — весёлая. Быстрый — медлительная. Вспыльчивый — спокойная.
Воспитатель: Ребята, а отдыхать со своей семьей любите? Я предлагаю поиграть в игру «Карусель».
— Ребята, пока вы катались на карусели, посмотрите, какой красивый цветок распустился у нас в зале. А на каждом лепестке что то написано.
Игра «Назови ласково» (дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно — ласкательные).
«Бабушка — бабуля — бабулечка — бабуся. Папа — папуля — папуленька. Сын — сынок — сынулечка — сыночек. Мама — мамочка — матушка — маменька. Дочь — доченька — дочурка».
Воспитатель: А теперь пословицы для наших телезрителей
«При солнышке тепло. При матушке добро».
«Без корня и полынь не растет»
«Нет такого дружка, Как родная матушка».
«На что и клад, коли в семье лад»
«Братская любовь крепче каменных стен»
«Птица рада весне, младенец — матери».
«изба детьми весела».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«Материнская ласка конца не знает».
«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает».
«Бабушке одни только дедушка не внук».
«Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать на бабушка».
«На чужой сторонушке рад своей воронушке».
Воспитатель: Время наше передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередачи «Я и моя семья». До новых встреч.
Автор-составитель: Шелудько Ольга Алексеевна,
воспитатель старшей группы
МБДОУ ЦРР д/с 17 г.Анжеро-Судженск, Россия.
Статья размещена в авторской редакции
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/02/06/kompleksnoe-zanyatie-v-starshey-gruppe-ya-i-moya-semya
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog65244/-moja-semja-rodoslovnaja.html
http://planetadetstva.net/vospitatelam/ya-i-moya-semya-konspekt-zanyatiya.html